Международная суфийская школа «Духовные и Мистические Практики»

 ПРЕДСТАВЛЯЕТ 

Суфийская школа «Восходящий Поток»

Автор: Руслан Жуковец

Наша сегодняшняя встреча – природа ума и желаний. Тема, в общем, большая и важная для всех, потому что любой человек, который пытается что-то в себе изменить, который пытается выйти из каких-то пределов своих ограничений, он упирается сначала в ум, в привязанности его, потом он упирается в желания, в сопротивление, которое связано с желаниями.

Для того, чтобы понять природу ума, нужно разделить наше физическое тело. Я очень часто слышу, например, от людей, как они говорят: «у меня в мозгу происходит то-то и то-то», очень часто. По привычке вот этого нашего материалистического мышления мозг приравнивается к уму, всегда. То есть, если брать материалистическую науку, то, вроде как, существует мозг, в нём химические процессы, и из этих процессов рождается каким-то образом мышление и всё остальное. Но, если начинать разбираться с этим вопросом всерьёз, то выясняется, что ум – это отдельная тема.

Есть физическое тело, есть тело эмоций или эфирное тело, есть тело ума, которое функционирует, в общем, я не скажу, что независимо, но по своей иерархии если брать, ум контролирует и физическое тело, отчасти эфирное может контролировать, и может контролировать сам себя. Тело это, в общем, по своему объёму, скажем так, охватывает всё физическое тело. Весь процесс мышления у нас сосредоточен в голове, почему мы обычно отождествляем мозг и его движения с движениями ума. И понять, почему именно в голове концентрируются все наши мысли и все наши восприятия, очень просто.

У нас практически все органы внешнего восприятия находятся в черепе, связаны с мозгом. И весь процесс мышления, весь процесс обработки происходит здесь, но я вас уверяю, что можно думать, в общем, в любом месте тела. Если вы как следует разотождествились с умом, если вы можете управлять его энергиями, то думать можно в любом месте, в общем. Но проще, конечно, здесь, всё здесь: зрение, информация визуальная, поступающая к нам, здесь слуховая и всё остальное, всё это здесь. Поэтому мы и думаем здесь, и говорим мы отсюда, как бы всё у нас в этой зоне сконцентрировано. Но это не значит, что тело ума ограничено только головой, оно больше, иначе в нём не смогло бы подавляться столько энергии, сколько в нём подавляется.

Сам по себе ум имеет несколько функций:

– функция ума – мышление, анализ, всё что мы можем через сознательный, мыслительный процес делать;

– функция ума – это память, хранилище всех наших впечатлений, которые мы получаем в течение жизни, всех сильных впечатлений и не сильных, и слабых, и так далее, всё это остаётся в памяти;

– функция ума – воображение, когда мы можем представлять себе то чего нет, то чего мы сейчас, в данный момент не видим, то что мы можем вообразить и так далее;

– но с точки зрения работы над собой, первая и самая важная функция ума, с которой сталкивается любой человек – это контроль.

Контроль ума начинается с того, что мы учимся ходить, например; учимся управлять телом, мы контролируем тело через ум. Контроль ума, в общем, связан с тем, что мы можем контролировать эмоции всякие, проявление энергий разных; и, наконец, контроль ума упирается в то, что ум может контролировать сам себя, он может, если вы сильно захотите, подавить какую-то часть, расщепиться, он может делать внутри себя ряд движений, которые будут либо тормозить, либо ускорять его работу и так далее. Контроль всегда стоит на том, что контроль исходит из идей.

Ум, как таковой, необходим человеку для того, чтобы жить во внешнем мире. Если вдруг убрать внешний мир, то ум не нужен. Ум нужен для того, чтобы создавать логистику, видеть проблему, находить, придумывать решения и воплощать, через тело физическое, его в жизнь. Без ума человек не смог бы достигнуть ничего, это я для тех, если вдруг тут есть такие люди, которые озабочены идеей, что ум – это помеха искателей. Он становится помехой в определённый момент, но эта помеха легко преодолевается, если вы правильно работаете.

Ну так вот, и всё, что мы знаем о мире, я в прошлый раз говорил, что ум — это призма, сейчас расскажу про это более подробно, как это работает. Всё, что мы знаем, всё как мы воспринимаем мир – это набор идей, которые мы собираем начиная с раннего детства, потом в подростковом возрасте мы их корректируем, потом мы их можем корректировать в течение жизни. Но по сути, всё чем мы движемся и всё, откуда идёт контроль – это идеи, в которые мы верим; идеи, которые мы считаем правильными; идеи, которые, мы считаем – мы даже не можем считать, это происходит бессознательно, мы их впитываем, мы на них строим своё восприятие.

Наш ум устроен так, что то, во что он верит, становится для него реальностью. Это самый сложный момент, который надо понять. Если вы верите, например, что какая-то пища для вас вредна и верите в это прямо сильно, то в момент, когда вы начнёте её есть, ум создаст ситуацию, когда вам станет плохо, вы прямо начнёте чувствовать дискомфорт. Это описано много раз и со многими случалось; если вы верите, например, в то что все люди хорошие и добрые, что они все несут в себе некую Божественную искру, вы начнёте видеть только это.

Ум ограничивает, вот эта призма ума –  как любая призма, которая рассекает свет, например – раскладывает его на спектр: он работает в обе стороны, наш ум работает в обе стороны, он отсекает ту информацию (визуальную, любую), которая не соответствует его обусловленности, потому что набор идей мистиками всегда назывался обусловленностью. Тот базовый набор идей, с которым вы живёте, представлений самого разного рода; бывают представления очень большие, которые обо всём мире, есть представления о людях, о себе, в первую очередь. Так вот то что не укладывается в вашу обусловленность будет отсекаться.

И наоборот, наружу, через эту же призму ума вы будете подавать то, что в вашей обусловленности соответствует вашим идеям, например. Но я думаю, что признаки такой слепоты вы всегда видели у других людей, когда человек видит мир достаточно узко.

Возьмём вот эту идею хорошести людей, что люди хорошие. Вы видите, что они творят неадекватные вещи, но при этом ваша обусловленность всё равно вам говорит, что они хорошие, но просто они не понимают сейчас в чём их хорошесть, а так, в целом, они хорошие всё равно. Есть противоположное мнение. Вы проецируете на них свою идею, проецируете на их поведение свою идею, своё восприятие, собственно говоря, себя, свою обусловленность, вы проецируете на людей в этот момент свою картину мира.

Можно взять противоположную идею, что все люди скоты, безобразные, тогда ваша призма ума начнёт работать таким образом, что вы начнёте видеть во всех них… Например, вот сидит человек – чего он шевелит пальцами сейчас? Ну вот чего задумал? Мы не знаем, но наша обусловленность нам скажет, что конечно же – плохое: «что-то есть и в лице что-то есть плохое, ну правда, ну и в позе напряжён, ну зачем», и сразу понятно, что человек, в общем, что-то задумывает, и нехорошее относительно нас. На этом стоит вся паранойя. Но, с другой стороны, если мы посмотрим, призму повернём иначе, то, конечно же, мы увидим, что вот он улыбается немножко (я прошу прощения, что я привязался, но надо на ком-то показывать наглядный пример) и мы начнём видеть, что в целом-то, а как же, есть же в лице что-то приятное и что-то чувствуется. Ну это работа над этим самым, над обусловленностью.

Допустим, вы верите в то, что вегетарианская пища очень полезная. У вас появится отвращение к пище мясной, прямо физиологическая будет реакция ума, понимаете, в чём дело? Сама по себе идея будет задавать картину мира таким образом, – через эту самую, регуляцию этой призмы – что вы начнёте чувствовать, что у мясной еды плохие вибрации, вы знаете, что у мясной пищи плохие вибрации, вы будете есть и вам прямо будет тяжело, ну серьёзно. А наоборот – вы будете есть какую-нибудь фасоль, и вместо нормального вздутия кишечника у вас будет наоборот, вы будете говорить: «Ну прямо хорошо сейчас! Сейчас славно сделалось».

Это всё так. В этом заключается, вот в этом фокусе, в этой особенности нашего ума, собственно говоря, заключается то, что называется субъективным восприятием и субъективной реальностью. То, во что мы верим, становится реальностью для ума – оно не становится реальностью вообще. Оно не становится реальностью в том смысле, что есть идея прекрасная, что всё, о чём мы думаем, воплощается в реальности, дорогие друзья, это не так, уж простите меня. Можно всегда найти ряд совпадений, которые будут это подтверждать; можно говорить, что мы притягиваем к себе то, чего мы боимся – это всё история не совсем близкая к реальности.

Вот мы живём в некоем сне, мы живём в наборе верований, которые, собственно говоря, в нас создаёт мир вокруг нас – это да, но не меняет этот мир. Я всё время читаю (у современных людей, увлекающихся разными эзотерическими какими-то моментами), что «ваш мир – это то, что вы сами творите вокруг себя». Отчасти это правильно, только вы творите не вокруг себя, дорогие друзья, вы творите это внутри, это всё происходит внутри вас. Мир индиферентен; настройте свою призму иначе и вы начнёте видеть, вот об этом говорят: «улыбайтесь всё время и мир вам улыбнётся в ответ». Ну это правда, вы будете улыбаться и сразу всем сделается приятнее.

Итак, вот этот субъективный сон постоянный, который вы можете только менять: освободиться от него поначалу практически невозможно. Уровень базовых идей, на которых строится восприятие, он настолько глубоко загнан как бы в подкорку, – ну вот видите, и я говорю уже неправильными словами – он загнан в глубину ума, и мы настолько отождествлены с этими идеями: вот этот мир, который мы видим, он стоит как раз, всё его восприятие стоит на идеях, которые мы в себе несём; и причём базовые идеи, они всегда идеалистические, то есть что такое хорошо, что такое плохо.

Я сталкиваюсь всё время с идеей справедливости. Говорят, что в России это главная идея, что справидливость выше закона. И я постоянно убеждаюсь, что люди все хотят справедливости. Мы, видимо, живём в настолько несправедливом мире, не знаю. Но все говорят, справедливость – это такая священная вещь для каждого человека внутри, для многих очень. Идея добра и зла: что такое добро, что такое зло, они отличаются, но эти базовые идеи руководят; фактически выстраивают вашу жизнь и ваши реакции, что самое главное – эти идеи задают реакции ума.

Например, реакция неприятия: вам говорят что-то, неважно что, что не согласуется с одной из ваших базовых идей, причём вы в этот момент эту идею вообще не осознаёте, она встроена изначально в структуру вашего восприятия. У вас начинается отторжение, у вас начинается неприятие, вы не хотите это слушать, и поскольку вы не хотите это слушать, вы называете это нехорошими словами, начинаете ругаться, говорить, например, «ну это всё ерунда», если говорить просто; если вас задевает глубоко – у вас появляется гнев.

Реакция неприятия на уровне ума начинает сопровождаться гневом в эфирном теле, вы начинаете злиться. Вы начинаете злиться, вы начинаете сопротивляться, вы начинаете говорить в ответ, вы начинаете что-то делать или вы уходите: вы как бы выходите просто из этой ситуации и отстраняетесь.

Собственно говоря, любая идея, так или иначе, отражает одну сторону реальности и, в лучшем случае, одну её грань. Любая идея, по сути своей, описывает какую-то небольшую часть реальности, и каждая идея может быть реально применена адекватно в какой-то достаточно узкой ситуации. Когда вы принимаете на веру все идеи, когда вы живёте с верой в определённый набор идей, вы живёте в этой самой реальности, которую они для вас задают.

Освободиться от всех идей поначалу вы не можете, вам нечем будет жить: они нужны любому человеку для того чтобы жить в мире, для того чтобы жить в социуме. Освободиться от идей можно тогда, когда вы решили сесть в пещеру, – ну или вообще выйти из всех отношений, выйти из любой деятельности – тогда вы можете как бы выкинуть идеи, тогда вам не нужен ум становится, потому что вы ничего не делаете. Но тогда вы либо умрёте, либо вас должны кормить всё время, приходить какие-то добрые люди и кормить вас с ложки по возможности.

Если вы остаётесь в мире, если вы продолжаете в нём жить и функционировать, идеи вам нужны. Пока у вас нет восприятия выше ума, вы без базовой обусловленности потеряетесь в мире.

Я встречал много разных авторов, которые говорят, что если остановить ум, то в этом, собственно говоря, и счастье: что остановка ума, – этой его постоянной болтовни и активности – если вы сумете остановить ум, то тут же волшебным образом с вами что-то происходит такое, что вы начинаете воспринимать мир прямо. К сожалению, опыт показывает, что это не так.

Остановить ум можно естественным образом, можно подавить мысли: вы задержите на минуту дыхание, и вы увидите, что ваш ум затормозится. Для того, чтобы работать, ему нужна энергия: вы делаете задержку дыхания – у вас возникает пауза. Потом он всё равно заработает, но для него некий шок. Остановка ума, как известно [делает резкий хлопок] – это шок, потом он включается. Всё, что непривычно для ума, вызывает для начала в нём остановку, потом он привыкает, начинает работать. Поэтому перестаёт работать большинство практик, которые направлены на остановку ума.

У Ошо, например, была практика динамической медитации – а у нас есть в несколько изменённом виде – и там длинный был период активного дыхания, потом выражение, потом прыжки с ХУ и в конце стоп-останов. Этот стоп-останов работает первые три–четыре раза, потом ум привыкает, он начинает его ждать, он всё знает и этот стоп – ну, стоп, тело остановилось, ум потихонечку своё крутит.

И та самая проблема, что он привыкает ко всему, делает бессмысленными длинные практики. Но здесь не только это, но вот именно привычка ума, там где вы пытаетесь сделать что-то с умом насильственным образом, всегда мы терпим поражение.

Только недавно мне написал один какой-то молодой человек, сейчас не вспомню кто. В общем он останавливал ум, он его остановил и какое-то время у него ум молчал, всё было хорошо. Потом он обнаружил, что ум взорвался, и всё потекло с огромной силой, с новой силой, то есть что он делал – ум подавлял сам себя. Вы можете захотеть, если у вас есть определённое желание, вы можете заклинить свой ум на время. И у вас не будет пустоты – у вас будет некое такое молчание с напряжением, вы будете ощущать, что это напряжение. И потом он взорвётся, и потом всё, что вы там копили, всё это выкинется, и вы не сможете вообще управлять своими мыслями какое-то время, это известная история, это все, кто практиковали остановку ума, с этим так или иначе сталкивались.

Остановить ум можно только одним образом, перестав его кормить, перестав ему давать энергию в виде внимания, то есть выводя внимание в тело либо, когда у вас уровень осознанности достаточно высокий, вы просто смотрите на текущее – на текущие мысли, и он останавливается. Внимание начинает действовать на него иначе. Оно обычное, когда мы отождествляемся, когда мы погружены в мысли, когда нам нравится за ними следовать, когда мы, так сказать, думаем целенаправлено о прошлом, о будущем, о текущей ситуации мы можем думать, в этот момент мы даём ему энергию и мы как бы с ним течём, нам это до некоторой степени приятно, это как мечтание, поддерживать мечтание – это прямо сладостно, погружаться. (Между прочим, мы же ещё не говорили, конечно, про эго. Может быть, отдельную надо будет сделать встречу о структуре эго.) Либо мы погружаемся в страшные воспоминания и страдаем, и жалеем себя, это другое состояние, которое тоже нас питает. Все эти вещи, вы поймите, все эти отождествления нас до некоторой степени питают на уровне эго, мы начинаем ощущать важность своего существования, наше страдание делает наше существование важным, но это из другой оперы.

Если мы просто перестаём подавать уму внимание, если мы перестаём с ним отождествляться, он начинает успокаиваться сам. Для этого существуют разные практики, но главная практика, о чём я много пишу везде, – это изначально перевод перевод внимания из ума в тело. На начальном этапе для того, чтобы снизить активность ума этого достаточно, но тем не менее, это не значит, что это погасит его совсем.

Однако, к практической части мы перейдём во втором часу. А сейчас надо перейти к тому… Просто сейчас мы пройдём по одной линии, и полная картина будет, когда мы поговорим ещё о желаниях, потому что сами по себе идеи, дорогие друзья, ничего не значат.

Любая идея – вы можете иметь в голове, ну не знаю, тысячу идей разных: вот идея коммунизма, вот идея, дорогие друзья, демократии нашей любимой, ну и много ещё идей там, философские идеи, идеи о здоровом образе жизни, идеи о том, что правильно, неправильно и так далее, о том, что отвратительно, может быть, или наоборот, прекрасно. Эти все идеи не обязаны, – вы можете все их иметь в уме – и при этом ни одна из них не будет на вас влиять. Не будет влиять на ваше поведение, не будет задавать реакцию, когда вам скажут, что коммунизм – это плохо, вас не будет колотить сразу, и вы не будете красным знаменем кого-нибудь бить по лбу… Ну так да, просто печальный опыт, называется.

Силу идеям даёт вера в них. Но вера и то, что ум поверил, не заставит вас страдать из-за каждой идеи, которая не сообразуется с реальностью. Страдаем мы из-за других вещей. Страдание приходит из желаний. Поэтому мы сейчас перейдём к природе желаний.

Желания имеют двоякую природу. Само по себе желание, энергия желания, приходит к нам извне. Она не рождается внутри нас, мы её не производим сами. Мы получаем её, – если кто читал мои книги, тот сталкивался с этим термином – мы получаем энергию желаний, которая у нас оформляется как желание с энергией Нисходящего Потока, который даёт нам жизненную силу.

Мы получаем жизненную силу каждую ночь, когда спим, во сне. Мы не получаем её наяву, потому что наяву мы закрыты. То есть когда мы в яви, когда мы в своём внутреннем субъективном сне находимся, мы находимся в своей субъективной реальности, мы не можем получить, мы слишком закрыты, наши все процессы, которые в нас текут, они нас закрывают от того, чтобы мы получили этот импульс. Импульс этот мы получаем во сне, как и все живые существа: собачки, кошки, возможно, даже тараканы, – не знаю – но судя по тому, как они быстро бегают, они получают всё, что надо.

Известно, что если человек не спит две недели, он умирает. Как вы думаете, почему? Все думают, потому что у него устало тело – ничего подобного. Тело продолжает питаться, тело продолжает жить. Он в этот момент прерывает этот самый поток, эту связь с импульсами жизненной силы, которая даёт для нас вот это самое.

Если вы думаете, что мы оторваны от общего ритма бытия. Ну я думаю, что здесь врядли кто такое может подумать, но тем не менее. Эта оторванность – это иллюзия. Мы очень тесно связаны со всеми процессами, которые происходят и в том числе с потоком жизни, который постоянно поддерживается, который постоянно обновляется.

Когда мы спим, наша энергия обновляется, и мы получаем новый импульс жизненной силы. Понятно, что отдыхает тело. Но вот это самое, откуда приходит к нам желание жить продолжать, желание что-то делать – это этот самый импульс жизненной силы, который требует разрешения, он требует того, чтобы мы его потратили. Копить его невозможно, надо что-то делать.

И поэтому люди, – я про это говорил и на разных встречах, и я, мне кажется, где-то про это писал – человек не предназначен для того, чтобы ничего не делать, эта самая жизненная сила требует всё время действий. Даже когда вам кажется, что вы хотите только лежать, это просто уже у вас процессы реакции в уме, которые… мы к ним придем позже.

Вторая часть, откуда берутся желания. То есть импульс жизненной силы приходит как чистая энергия. Причём очень зависит от того, насколько получение этого импульса, сколько вы можете взять, в себя принять этой самой жизненной энергии, очень зависит от вашего состояния. То есть если вы уже перенапряжены, если вы уже наполнены подавленными желаниями, например, и вообще они настолько распирают и заполняют ваше внутреннее пространство, что вам неоткуда её особенно взять, вы становитесь истощённым, вы начинаете болеть, вам очень мало приходит нового, у вас старое настолько вас распирает, что вы не можете с этим сделать.

У детей, у которых ещё нет заблокированности полной по всем каналам. Они вообще живут вот в этом, они же растут, эта жизненная сила, они в ней живут всё время. У них бесконечная энергия, они всё время в ней.

У стариков тело физическое уже не то. Оно не может принять, поскольку тело всё равно проводник этой энергии, потому что через тело она воплощается в каком-то действии. Физическое тело уже не то, внутреннее пространство, как правило, заблокировано наглухо. Они получают её всё меньше. Они уже становятся менее живыми, они становятся скованными, жизнь у них теплиться начинает, что называется. Но смысл для всех одинаков. Этот самый импульс жизненной силы, он приходит нейтральный, это просто энергия, которая позволяет нам действовать, это энергия, которая обеспечивает нам возможностью действовать, возможностью творить что угодно: творить зло, например, или, может быть, добро – как вы с утра, с какой ноги встали.

Ну так вот, и, получая импульс жизненной силы, просыпаясь, тут сразу вступает в дело ум, потому что эта энергия может быть растрачена в разные каналы.

У нас формируется, помимо обусловленности, помимо идей, мы начинаем формировать с детства, с отрочества и позже, самые разные желания. Ум формирует желания, он оформляет, вот этот импульс жизненной силы, который мы получаем, за счёт которого мы живём. Прямо скажем, оборвите это получение, всё: тело, ум и всё сознание не будет существовать на этом плане, это невозможно.

Импульс приходит чистый. Но потом ум, который является таким вот канализатором для всех тел и для Сознания в том числе, – мне кажется я про это в прошлый раз говорил, – он направляет, он оформляет, он направляет эту энергию в определённый канал. Например, пойти заработать денег побольше или же пойти гулять, получать удовольствие. Удовольствие, любое удовольствие – это трата энергии, это помогает вам сбрасывать по доминанте: какое желание у вас сильнее на данный момент, туда и пойдёт эта энергия, какое желание вы долго вынашивали, и оно для вас главное, туда пойдёт эта энергия.

Вся воля человека… Не питайте иллюзий, у нас как у таковых, как вот у самих, если брать наши тела: физическое, эфирное, тело ума (ментальный план мы пока не трогаем) и Сознание – там нет никакой воли. Всё живёт в общем реакциями, инстинктами, движениями рефлекторными отчасти. Всё очень взаимосвязано, но воли там никакой нет. Воля к нам приходит через желания. Именно она – посмотрите на свою жизнь. Всё, что вы сделали в этой жизни, вы сделали либо воплощая желания, либо сопротивляясь им.

Но сопротивляетесь желаниям вы ровно потому, что у вас есть идея, что это плохо, и у вас возникает желание следовать этой идее. Вы верите в то, что это плохо. Опять формируется ваша реальность, тут же. Вы не хотите быть плохими – другая идея. И вы сопротивляетесь как можете. Чем сильнее человек может сопротивляться своим желаниям, тем он более волевым считается официально: если человек сумел добиться многого в жизни, он волевой, потому что он может прикладывать последовательные усилия. Это говорит только о том, что одно желание у него было доминантным, оно было сильнее всех остальных желаний.

Безвольный человек, дорогие друзья, – это человек, у которого много желаний одинаковой силы. У него сегодня одно, завтра другое. Он покачал, он дал энергию в один канал желаний, чуть-чуть оно удовлетворилось, оно уже перестаёт быть доминантным. На следующий день у него другое желание, он даёт энергию туда, он начинает делать противоположные вещи и так далее.

И в этом собственно вся разница между людьми официально успешными, официально неуспешными, суть одна. Есть люди, у которых возникает, прямо формируется одно сильное желание, и они могут в него всю энергию закачивать. Все остальные, второстепенные и так далее, либо они давятся, либо они воплощаются потом каким-то образом, когда человек достигает своей главной цели. Потом он начинает, как известно, куролесить. Зарабатывает денег, дорогие друзья, и пошёл, и пошли все остальные желания воплощаться. Ну, когда появляется возможность, конечно же, а как иначе, это мы наблюдаем всё время, бесконечно.

Жить без желаний человек не может – это вторая аксиома, связанная с желаниями.

Желания создают нашу волю. Если вы не будете этого ясно понимать, то вы будете всё время запутанным, почему вас тянет то в одну сторону, то в другую, то в третью. И вот эта вот внутренняя неразбериха. Неразбериха внутри всегда возникает, когда вы подавляете желания. Когда вы не решаетесь признаться себе в том, чего вы хотите на самом деле, когда часть ваших желаний под запретом, когда те желания, которые вам реально хотелось бы воплощать, сейчас воплотить нельзя, ну просто в силу обстоятельств в силу того, что на дворе зима, а вам хотелось бы лета, например, и так далее.

Вот эта спутанность создаёт вам иллюзию того, что как бы и непонятно, что происходит. Если вы начнёте смотреть внутрь именно на желания ясно; надо просто захотеть на самом деле их увидеть, они все вам покажутся. Проблема с желаниями в том, что эта энергия, – которая жизненной силы – требует всегда выражения, она требует движения, она требует воплощения, она требует действий.

Всё творение, дорогие друзья, создано для того, чтобы мы здесь работали. Знаете, как говорил Господь Адаму, изгоняя его из рая: иди в поту лица своего зарабатывай хлеб свой, и в муках, сказал ему, рожай детей; ну может быть не ему, а Еве. И вот, пожалуйста, всё направлено, всё толкает к действию, всё толкает к тому, чтобы мы что-то делали и, если какая-то у нас идея в уме, что ничего не надо делать, дорогие друзья, мы будем мучиться. Эта идея будет нас мучать, потому что делать всё равно что-то надо, уж простите. Ничего не делая, вы будете делать даже больше, порой.

Ни одно желание, которое вы не воплотили, не исчезает в никуда. Это надо понимать ясно. Всё пространство внутреннее нашего тела ума, поскольку они именно в теле ума оформляются и в теле ума копятся, наполнено нереализованными желаниями.

Поскольку тело ума и эфирное тело связаны тесно, и желания в общем влияют прямо на состояние физическое, избыток этих желаний создаёт то, что у нас называлось технически лёгкое возбуждение, был такой термин.

Когда человек приходит с большим количеством подавленных желаний, особенно если эти желания сексуальные, он не демонстрирует, он не выражает этого. Но у него идёт чуть что, – поскольку желания относятся, но это другая правда тема немножко, к энергии жара, у них жар – как только ему что-то предлагаешь интересное для него, начинается возбуждение. Прямо оно идёт, такое радостное, предвкушение это можно назвать. Он весь вибрирует от того, что хоть что-то можно сделать, хоть что-то можно воплотить, хоть что-то можно. Когда у человека очень сильно это всё подавлено, заблокировано и так далее, происходит вот это вот, ну хоть что-то сделать, хоть как-то, разгрузить, снять напряжение внутреннее, потому что чем больше человек подавляет желаний, тем больше он напряжён. И когда желаний уже совсем много и признак того, что у вас существует ряд нереализованных желаний – которые вы не осознаёте, которые вы подавляете, с которыми вы не имеете связи, которые вы закрыли, призма ума повернулась так, что вы их не видите, они под запретом к тому, чтобы вы их видели – приступы тоски.

Если у вас происходит приступ тоски, маяты, в которой вы хотите (вроде бы надо что-то сделать), но совершенно не можете выбрать что – это вот то самое, активация внутри какого-то из этих желаний, которые запрещены к выражению.

Это всё энергия, это всё напряжение. Ни один импульс желания не умирает, не проходит сам, не рассасывается внутри, он может быть реализован только в действии. Только когда вы идёте… Условно говоря, вы хотели пойти, что-то купить, вы можете тысячу раз представлять себе, как вы пошли это купили, как вы это всё надели или съели, выпили. Сколько ни говори «сахар», во рту слаще не станет – сила желания от этого не ослабнет, она может чуть скомпенсироваться, небольшая компенсация будет.

Ну у нас же нет детей, ну в смысле среди нас? Про взрослые темы хотел сказать.

Шестнадцать с плюсом.

Шестнадцать? Восемнадцать. Сейчас восемнадцать. Поэтому мастурбация никогда, дорогие друзья, не заменяет секса. Вот реально, потому что это попытка решить вопрос большого желания малой кровью. Поэтому, если вы покупаете – я сейчас для взрослых пример приведу – вместо Ауди Жигули, вы, конечно, ездиете, дорогие друзья, но удовольствия от этого не получаете.

Понимаете, в чём дело, когда желание сформировалось, с ним ничего нельзя сделать, это законченный продукт. То есть вы можете только либо его осуществить, либо его подавлять, либо страдать из-за того, что оно всё время вас гложет. По-другому никак.

Самое печальное, что ряд желаний неосуществим в принципе. Проблема с желаниями в том, что есть желания, которые в принципе нереализуемы. И большинство людей испытывают эти самые, ну, можно сказать, страдания.

Будда в данном случае, когда он говорил, что желания являются источником страдания, он был абсолютно прав. Но страдания нам приносят желания, которые мы не можем реализовать. Те, которые мы можем реализовать нам приносят до некоторой степени удовольствие, что тут такого. Как бы у нас не было, у каждого из нас, внутри тех желаний, которые не совместимы с реальностью, не совместимы с нашим уровнем бытия и с нашей жизнью, то мы бы все жили счастливо.

Но у каждого из нас есть противоречивые желания, они есть, когда вы хотите одновременно много зарабатывать и иметь много свободного времени. Я всё время слышу такое, «очень хотел бы». То есть чтобы тратить, иметь много денег и много свободного времени, тогда вообще надо исключить зарабатывать. Надо, может быть, пойти воровать, ну как-то – тоже работа.

Вся шизоидность, расщеплённость человеческого ума в том… И конфликты внутренние, неразрешимые конфликты, которые внутри у нас возникают, они идут из того, что, например, человеку хочется одновременно того, что запрещено его принципами, то есть у него есть образ себя и принципы. Как говорил один мой знакомый, у дураков слишком много принципов. Ну не знаю, я сейчас уже даже не уверен в этом.

А с другой стороны у него есть желание, которое запрещено, и которое его мучает, у него есть желание поддерживать образ и вот тут конфликт сразу возникает неразрешимый, когда человек вынужден, это желание поднимается, возвращается, вызывает в нём ряд, так сказать… Не будем забывать, что все желания тянут за собой эмоции, эмоциональные реакции. А вторая сторона желаний, дорогие друзья, что к каждому желанию привязывается страх рано или поздно. Не бывает, даже у психопата у любого.

Знаете, чем отличается психопат от невротика, сказать? Хорошо. Ну так вот, невротик, кто-то у меня спрашивал не так давно. Так вот, психопаты – это люди, которые плюют на страх, они могут преодолеть страх, для них желания важнее. Невротики – это люди, для которых страх важнее, над которыми страх доминирует, и они, так сказать, сужают своё пространство для того, чтобы не испытывать страха.

А психопаты все сидят или во власти, или в тюрьмах, дорогие друзья, как мы знаем, или в поиск уходят. Потому что готовы выйти за любые ограничения для достижения цели. Которые могут наплевать на страх и на всякое такое, что у них внутри для того, чтобы к своей цели прийти, тем или иным образом.

И ушёл я сейчас с темы.

Противоречивые желания?

Да, противоречивые желания, вот эти самые. А, про страх!

Ну так вот, желания как двигатель жизни, страх как ограничитель – два главных мотиватора. Говоря о желании, мы не можем не сказать о страхе. Каждому желанию соответствует страх, что оно не осуществится. Каждому страху, который мы можем получить… Страх же приходит сам по себе, единственная эмоция, которая возникает сама по себе, встроена, как ограничитель для того, чтобы мы могли с раннего возраста избегать ситуаций, которые привели бы нас к смерти, встроенный такой ограничитель. К страху привязывается желание не испытывать страх.

Желание и страх всегда спутники, это надо понимать. Если вы испытываете сильное желание добиться чьего-то внимания, например, или одобрения, в вас будет всегда страх, что вас сейчас оттолкнут, в вас будет всегда страх, что вам скажут «нет и идите вы на фиг», в хорошем смысле. Чего бы вы ни хотели, за желанием всегда идёт страх. Иногда страх идёт над желанием. Если желание запрещено, если оно входит в реестр того что, в список того что противоречит вашим идеям… А надо же ещё поговорить, может быть, о том, как желание ловится, мы же ещё ловим желание. А, и откуда они исходят. Господи прости, какая большая тема.

Страх может стоять над желанием. Если у вас запрет на проявление каких-то чувств, если у вас запрет на выражение каких-то своих мыслей, на какие-то действия, они просто запрещены в этой самой вашей субъективной реальности, потому что тогда вы сами себя начинаете осуждать: «это запрещено», «это плохо», вы не должны себя вести таким-то образом. Вы не должны, например, плевать с балкона, допустим. Ну так вот, с детства научили. А очень хочется, стоите, смотрите вниз и думаете, «как было бы прекрасно сейчас, может быть, набрать полный рот слюны, и со всей силы это сделать». И тут вы начинаете бояться, понимаете, автоматически вы начинаете бояться, что кто-нибудь это увидит, не дай Бог, из соседей кто-нибудь высунет башку снизу. Ну просто, понимаете, как страшно. И психопат плюнет, конечно, а невротик проглотит, это понятно. А человек осознанный будет действовать по ситуации.

И страх идёт, когда у вас запрет на проявление желания, у вас страх выходит, как только поднимается желание запрещённого, у вас автоматически с ним поднимается страх. Вы начинаете чувствовать, у вас начинает кручение внутреннее, вы вынуждены… Вы начинаете чувствовать это одновременно – это борьба внутренняя.

Давайте поговорим о том, откуда возникают желания в том смысле, на основе чего они формулируются. То есть приходит импульс жизненной силы и есть два вида желаний, про это я писал и говорил. Но на самом деле их получается всё-таки три вида по вот тому, как они возникают. Это желание, исходящее из ваших потребностей. Например, есть большая, широкая потребность в комфорте: тепло, еда, самые такие базисные, для того чтобы жить, более-менее чувствовать себя нормально. К ним конечно же привязываются. На основе этих потребностей формируется ряд желаний: какая еда, какое жильё, какое, так сказать, вот это всё, работа и так далее.

Потребность в близости с людьми, потребность в том, чтобы не быть одному. Я про это, мне кажется в прошлый раз рассказывал, что одна из основных таких необходимостей в человеке – это расширить себя. Для этого эти семьи всякие многодетные и так далее, мы нуждаемся в расширении себя. Неправильное расширение – это когда мы вступаем в какое-нибудь братство суфийское, может быть даже, мы не знаем. Это не совсем верное расширение, а верное расширение – это когда мы идём внутрь и соединяемся там с бесконечностью. Это то, что единственное насыщает по-настоящему, потому что в братстве, как мы знаем, кто попало. Кто попало в это братство попадает и так далее.

Ну так вот, ряд желаний формируется на основе потребностей, на основе того, что потребности… Там понятно, широкий достаточно список, если даже потребность разбирать в комфорте, уже мы наберём два десятка желаний, которые будут описывать то, что нам хотелось бы для того, чтобы чувствовать себя комфортно; потребность в реализации и так далее.

Ошо говорил в своё время, что желание – это нужда, сошедшая с ума. Вот он говорил про потребности, потому что человеку хватает в принципе в день, ну скажем так (хочется сказать что-нибудь скабрезное, прямо скажем), нормальному человеку хватает, может быть, сто грамм водки в день, а хочется пятьсот, вот хочется и ничего не сделаешь. То есть про привязанности ума – это отдельная тема. Хватило бы может быть… Я смотрел недавно передачу Малаховой «Здоровье», она говорит, мужчине нужно два раза в неделю. Волшебная цифра «два» – а хочется два раза в день. И понимаете – нужда, сошедшая с ума. Малахова вот эта, или как её?

Малышева.

Малышева, вот да, слава Богу. Малышева страшный, в общем, человек, она страшные вещи говорит по телевизору. И говорит, два раза в неделю достаточно. А человеку вот, ум его хочет всё время больше, почему, мы не знаем, ну в смысле знаем, что тоже безумие очередное, но тем не менее.

Другая форма, другие желания формируются на основе идей, вот на основе этой самой обусловленности, которая, в общем, не особенно привязана к жизни. Понятно, что есть идеи, связанные с потребностями, есть представления о том, какой у меня должен быть комфорт, есть представления о том, что нужно вот такую зарплату, такую машину нужно: это комфортно, потому что в других машинах не комфортно и так далее.

А есть идеи вот эти самые, про которые я говорил, совсем удалённые от жизни. То есть вот такие идеалистические, что Бог должен всех любить и никого не убивать, дорогие друзья. Господь этого не может делать, сразу говорю. Убивать Ему гораздо легче, чем любить и так далее.

И плюс ещё работает механизм передачи одного желания, желания одного человека другому. То есть то, что мы сами в себе можем родить – это одна история. А когда нам… Наш же ум, ему надо поверить, надо заставить ум поверить в то, что это хорошо. Для того, чтобы вам передать желание какое-нибудь, надо вас убедить, что это хорошо, и реклама победит. На этом стоит вся реклама, вот вся; то, что изучили, так сказать, товарищи маркетологи и вообще человечество в чём приобрело опыт. Ну, например умереть за родину, дорогие друзья, кто бы хотел сейчас? Но если сказать хорошую, пламенную речь, то и захочется, то и думаешь, а чего бы, как говорится, и нет? Раз надо, так надо.

Желания мы передаём – понятно, что мы их цепляем, вы видите – желание передаётся через счастье. На самом деле, если вы видите, что кто-то купил себе босоножки – это сейчас не для мужчин… не для всех мужчин – и в этих босоножках выглядит хорошо и прямо радуется, прямо вот улыбается; вы думаете «ни фига себе!» Про это Пелевин писал, это известный феномен, что надо внушить человеку ощущение счастья, что вот эта вещь ему даст счастье, потому что то, чего нам не хватает – внутреннего наполнения, внутренней удовлетворённости, внутренней какой-то счастливости. Если ему внушить, что эта вещь даст тебе счастье, то конечно он говорит «ну и недорого в общем, а если вдуматься – не дорого, и можно даже дома поносить, если на улице ну… будет стыдно».

Поэтому есть момент такой как бы передачи желаний друг другу. Чем вы будете более счастливым выглядеть… Я сейчас кстати вам скажу умную вещь, наверное, такую, средне-умную, а может даже и умную, это то что мне редко удаётся, потому что когда хороший человек продаёт какое-нибудь знание, он всем улыбается и говорит «это блаженство, это вам принесёт блаженство», и вы смотрите на него и думаете «блин ну, может быть, кто знает, чего он улыбается-то сидит всё время». И это не всегда получается, конечно у меня это изображивать, но тем не менее.

Наш Путь – блаженство сейчас мы не обещаем, другие вещи обещаем. Блаженство – это промежуточная стадия, которую нужно преодолеть как можно быстрее, с моей точки зрения.

Ну так вот, можно ловить желания, собирать их отовсюду.

Чем человек, дорогие друзья, менее уверен в себе, чем его ум… Тут ещё есть позиция ума, вот эта самая внутренняя убеждённость, вот эта самая внутренняя обусловленность. У нас бывают состояния ума очень зыбкие, когда мы впадаем, мы теряем веру, а некоторые в этом живут, в состоянии неуверенности, в постоянном колебании внутреннем, в постоянном «что нам надо» внутри. Это признак того, что внутри есть ряд идей несовместимых друг с другом в принципе, и что ни одна из них не может взять верх. Это как желания, которые одинаковые по силе, и то одно, то другое качаешь, то третье и никуда не попадаешь, потому что бесполезно рыть всё время в разном месте каждый день.

Чем человек менее уверен в себе, тем он больше собирает желаний снаружи, потому что он ищет вот этого самого наполнения в себе. Он свои желания отрицает, потому что ему внушили, что его желания, сам он – прямо скажем –  мало что из себя представляет. Желания его все примитивные, неправильные, глупые, плохие и недостойные человеческого существа, и, отрицая свои желания, он начинает собирать то, что он видит снаружи, то, что ему говорят, что это поможет, он туда бежит. Убеждается, что не помогает, потому что проблема не снаружи, а внутри, и чужое счастье вам никогда не поможет, то отчего, так сказать стало. Опять в силу разницы субъективных вот этих вещей. То, что одному приносит счастье, какая-то там команда выиграла по хоккею, я слышал вчера, какой-то кубок, и там прямо радостные были люди, что она выиграла, и это их радость, понимаете. Я даже если очень сильно захочу, наверное, можно себя так загипнотизировать, чтобы возрадоваться: какие-то хоккеисты кого-то выиграли, забили шайбу лишнюю, и радость от этого.

Собирая желания от других, пытаясь жить как живут другие, никогда мы ещё не получали, никто не получал по-настоящему удовлетворения. Разве кроме того, что от идеи, что я живу так же, как все, что я теперь не выпадаю, что я, вроде как, как говорила одна моя знакомая: хоть сзади, но в стаде.

 

Вопросы и ответы.

Вопрос простой, делать-то что?

Это, я про это собирался начать рассказывать, что делать.

По поводу работы с эмоциями и желаниями: я знаю, что вы об этом в книгах пишете. И достаточно ли именно того, что у вас в книгах, для того чтобы самостоятельно с этим работать?

Видите как, если большая часть того, что у меня написана об эмоциях, желаниях, и вот этих всех вещах, это написано в самых первых книгах, которые я писал. И тогда я в основном опирался на практику осознанности. То есть там все эти практики наблюдения страха. Дело в том, что они самые эффектвные на самом деле. Но сейчас, за последующие годы, были разработаны практики, помогающие более быстро идти в работе с очищением от желаний, в работе с желаниями, в работе с эмоциями, со всеми этими моментами.

А на тот момент, когда я писал, всё упиралось в осозннность. А путь осознанности, как выяснилось на практике, если не приклыдывать к нему каких-то дополнительных элементов, он довольно долгий всё-таки. То есть это получается долго и без гарантии, потому что вы можете упереться в какое-то подавленное желание, под большим запретом находящееся, и так в него упереться, что вы перестанете расти надолго.

А вот этот последний опыт он ещё не описан в книгах, или…

Понимаете, в чём дело, здесь мы даём возможность всем желающим сейчас. Мы специально для этого в интернете, скажем так, и в реальности, в общем, создавалась эта Школа. И специально для этого я начал выступать с этими лекциями для того, чтобы это знание доносить, потому что, уж простите меня, я всё-таки сам врач и работал достаточно долго в области психотерапии. И я вам могу сказать, что такого понимания взаимосвязей эмоций, желаний и всего прочего, нет нигде. Тому, чему учат у нас в институтах, тому, что психологи наши пишут – абсолютно нет этого понимания; и даже нет этого понимания, стыдно сказать, у Ошо и у Будды, и у многих. Ну они говорят, «желание вредно», а разъяснить людям, почему вредно, и что в нём плохого, а что хорошего… Они как-то говорят, «ну вред и всё», ну вот и делай что хочешь с этим.

Понимаете, тут много моментов, и поэтому есть Школа, на которую нам пишут люди, и мы даём всем желающим эти практики и так далее.

Понимаете, в чём дело, я не могу, и я не готов пока, я думал об этом, написать книгу практик, это не так сложно, честно говоря. Но давать эти практики всем непосвящённым нельзя, потому что ряд из них вызывает достаточно серьёзные колебания внутри. И если человек к ним не подготовлен, если он не прошёл подготовительную определённую работу, то это может привести к нехорошим последствиям. А мы знаем, что если, допустим, выпустить книгу – это я говорю, что это несложно сделать при достаточном финансировании – значит, описать семьдесят практик, например, последовательно, с разъяснениями как что делать, чего избегать и так далее, люди начнут с какой?

С восемнадцатой.

С самой интересной.

С шестьдесят восьмой, да. И либо не получат результатов, либо получат результаты обратные желаемым просто в силу неподготовленности.

И соответственно они потом начнут про меня рассказывать плохие вещи, дорогие друзья, а про меня и так их уже рассказывают. Ну зачем, зачем ещё добавлять, как говорится. Так что вот так, мы в этом смысле…

В живом общении решение этого вопроса?

Решение этого вопроса – вы пишете на почту сайта, вам присылают ответ, здесь многие присутствующие этим пользовались и пользуются. И у нас, у меня на расстоянии люди, то есть в разных городах, скажем, стран и зарубежья, некоторые по два года, по три. Ещё до Школы они были со мной в прямом контакте, и сейчас они со мной, в общем, в прямом контакте (сейчас сразу прямого контакта обычно нет), но тем не менее делают практики, видят результат, я получаю обратную связь в виде их отчётов, писем и так далее, всё это существует, всё это работает, и практики мы, в общем, не прячем, просто мы их не выдаём.

Не подготовленным.

Да. А потом… Ну это мы не будем говорить, не будем, как говорится… Да?

Вот ум часто начинает скучать, и для того, чтобы эту скуку преодолеть, он использует какие-то известные ему способы получения удовольствий. И допустим, бывает, что уже не приности удовольствий и энергию, если делаешь практики, что-то в тебе меняется, это с удовольствием, а потребность эта сохраняется. Это преодолевается просто тем, что это игнорируется, вот эта потребность ума?

Здесь вопрос в том, как долго вы делаете практику; если вы делаете практику год, то заскучать можно уже, конечно, очень сильно. Это как домашняя работа получается: вы всё время моете пол, а он всё время грязный после этого, опять моете, и опять грязный, ну это ужасно.

Здесь вопрос в том, что у нас, – и я пишу про это везде – мы меняем практики регулярно. У нас максимум выполнение практик – ну есть одна, которая как бы формально два месяца выполняется – в среднем раз в три недели - раз в месяц мы меняем практики, и они идут в последовательном развитии, если уж так говорить.

А скука ума – это другое. Ум привыкает. Понятно, что уму нужны впечатления, давайте продолжим про ум, хотите?

Ум питается впечатлениями, дорогие друзья, и поэтому нам нужны новые фильмы, поэтому нам нужны поездки. Почему поездки приносят лучший отдых, знаете? Потому что помимо новых впечатлений мы меняем полностью среду. Мы разрываем вот это вот: у нас есть определённая ассоциация собственной квартиры, у нас есть определённые ассоциации с местом проживания, и эти ассоциации не всегда приятные, там много чего, много воспоминаний горьких, просто горьких. И тревога, которая всё время: выходишь на улицу и думаешь «опять на работу» и тревога, и ты думаешь «да умереть…» ну и так далее.

А вы переезжаете в другое место, все эти ассоциации разорваны. Я это наблюдал тысячу раз с людьми. Они страдали, живя у себя дома, они выехали на две недели на отпуск, у них всё прошло, они прекрасные, им хорошо, они приезжают прямо цветущие, говорят «всё отлично вообще, никаких страданий, бессонница прошла» – говорят они мне и что-то ещё. И, неделю пожив дома, у них всё возвращается на исходную. Но они тем не менее получили новые впечатления, они расслабились, им легче проживать снова в той же ситуации, в которой они были до этого. Почему отъезд, как говорится, с нажитых мест бывает полезен. Если у вас таких ассоциаций не нажито, то вам, может быть, отъезжать особо далеко и ни к чему.

Но тем не менее ум питается впечатлениями самомого разного рода: вы читаете книгу – вы получаете впечатления, вы разговариваете с человеком – вы получаете впечатления, вы получаете впечатления от всего. Другое дело, как вы их оцениваете, опять вопрос вот этой субъективной реальности.

Впечатления-то вы получаете, но там у вас вот это ваше ограничение, которое стоит, оно всё будет фильтровать, всё оно будет либо подкреплять ваше, ну, например, счастье; вы считаете, что вы счастливый человек и вас ничем не поколебать, и вот вам говорят даже плохие вещи, а вы всё равно счастливы. Что-то я не с той темы, мне кажется начал.

То есть впечатления нужны.

Практики создают внутри впечатления, безусловно. Самые сильные впечатления – это первые несколько раз выполнения практики, какой-то период. Если вы в неё вкладываетесь, если вы прикладываете достаточные усилия, она будет давать вам новые впечатления безусловно, причём впечатления эти будут внутренними, дорогие друзья.

Большинство наших внутренних впечатлений – это импульсы от подавленных эмоций. Вы знаете, что у нас пять эмоций может быть? Из них одна только считается позитивной, это радость, всё остальное негативное: печаль, гнев, тревога, страх. Наша эмоциональная жизнь в этом смысле очень небогата. Она богата на неприятные вещи. Вы привязаны к желаниям, она служит мотиватором.

Если брать, например, то, что происходит во время практик: вы получаете впечатления совсем иного рода. Вы получаете некие… Создаётся трение внутри, ваше внимание перенаправляется, идёт по-другому, и энергии начинают в общем вести себя иначе. И в этом либо происходит успокоение, вы начинаете чувствовать покой, либо вы начинаете ощущать какие-то центры энергетические и так далее.

Ваше бытиё начинает меняться благодаря практикам определённым образом, и вы начинаете получать внутренние впечатления гораздо более интенсивные по сравнению с тем, что идут вовне.

Если вы внутрь погрузились достаточно глубоко… Почему никогда не вычерпывается практика осознания? Она всегда работает с тем, что есть, и всегда у нас внутри что-то происходит. Она не вычерпывается поэтому. Вы просто смотрите внутрь. В какой-то момент вы перестаёте прикладывать усилия, если у вас уже навык этого разделения внимания есть. И вот оно, вы видите всё, что происходит и само по себе это исследование… Потому что, когда вы перестанете что-либо видеть, значит вы дошли до дна: значит у вас не осталось желаний подавленных, у вас не осталось подавленных эмоций, у вас не осталось идей в уме. Потому что пока идея жива, и она работает, у вас всё равно будет с ней связынные проявляться желания, и оттуда весь хвост этот выльется. И у вас будут напряжения, и кто-то вам что-то сказал, и вас понесло, и вы, так сказать, в процессе, и вы полчаса орёте как бешеный уже когда он ушёл, ну пока он вам говорил, вы молчали, а потом, как говорится, внутри себя проговорили это всё и так далее.

То есть здесь, в этом смысле само движение в этой работе, оно даёт насыщение, которого вы не получаете вовне, потому что, простите меня, ванильное мороженное как было ванильным, так и остаётся и только хуже становится (вот это на мой вкус, правда).

Понимаете, то есть внешние впечатления можно… Есть люди, которые сумели свой внутренний мир выстроить так, что в нём всё хорошо, они скомпенсированы очень. И они ездят отдыхать в одни и те же места, им нравится. Они едят одну и ту же пищу, им нравится. Вот это компенсация, это вопрос компенсации, это опять вопрос внутренней этой субъективной реальности.

И вот это можно, таких людей немало я встречал. Они по-своему довольно ограничены, но они по-своему счастливые. Вот у них есть чёткий набор, они, так сказать, в нём живут и выглядят прекрасно, и что; и хоккеисты опять выиграли друг у друга; хоккеисты если бы выиграли у футболистов, может быть, было бы интересно, ну и так далее. То есть здесь, в этом смысле… А ум будет скучать, он не может скучать в практиках, он скучает просто так, потому что ему не хватает впечатлений. Скука ума – это такое, отчасти наркотическая зависимость от впечатлений. То есть, когда вы заскучали, вам нужно что-то в него, надо что-то кинуть в топку.

Давайте поговорим о практиках, о том, что делать с умом?

С умом сделать, дорогие друзья, ничего нельзя. Ломать его не надо ни в коем случае, потому что если вы, так сказать, хотите продолжать жить более-менее эффективно в этом мире, то вам нужно, чтобы он работал нормально, потому что аналитические способности… Если вы не будете понимать, что с вами происходит, в обработке опыта участвует ум, здесь никуда вы не денетесь.

Поначалу в том, чтобы направлять наше внимание, разделять его в осознанности, принимает участие ум. Никуда вы тут не денетесь без этого, это законы, которые вы не обойдёте.

В том, чтобы работать, например, с более высокими уровнями бытия, с тем же ментальным планом, вам нужно воображение в начале, вам нужно навык визуализации развивать, который тоже идёт через ум, и здесь тоже никуда не денешься.

Вы не можете ум остановить, вы можете его подчинить до некоторой степени себе, вы можете выйти за его пределы. Остановка ума ничего не даёт. Даже, если вы останавливаете ум, допустим. Я слышал всякие истории, то Кришнамурти говорил, но Кришнамурти говорил про пустоту – Джидду который – он не говорил, что «у меня ум молчит», потому что он всё время болтал. Если вы разговариваете, ваш ум уже работает, иначе как, по-другому не может быть. Либо вы должны взять обет молчания, и, опять, ничего не делать, потому что как только вы начинаете совершать некие действия, вам потребуется ум, чтобы расчитать даже когда вы и куда дойдёте, иначе просто вы будете жить как животное вообще, бегать по лесу и искать кого съесть.

Есть разные практики. В общем, существуют практики по тому, как разгружать ум, по тому, как выбрасывать из него накопленные всякие вещи. Кто читал, я писал о том, что когда мы начинаем наблюдать ум, мы видим в нём три слоя, мы проходим три слоя ума.

Первый ум – это сознательное наше, то что мы называем сознательным мышлением, то чем мы можем управлять, то чем мы можем целенаправленно думать последовательно: «вот я пойду сюда, потом я пойду туда, потом я пойду туда, а там я сгину наконец-то», ну например. И здесь это то, что вот на этом, на верхнем, условно говоря, слое ума, эта вся наша сознательная так называемая ментальная деятельность.

Второй слой ума автоматический. Это там, где крутится песня, там, где крутится молитва, кто молится, там, где крутится мантра у того, кто их наговаривает. Там, где какие-то фразы засели: кто-то вам сказал какую-нибудь гадость, потому что хорошее редко, оно сразу выветривается, не знаю почему. Хорошее бывает, говорят «хороший ты человек», а потом отошёл и думаешь «ну как же так, я же знаю, какой я» и всё, и всё пошло прахом, а сказал кто-нибудь, что ты дрянь последняя, идёшь и прямо чувствуешь «ну так и есть», и оно потом, не заживает рана эта, крутится. Это второй слой ума, там, где крутятся автоматизмы, там, где повторяется то, что вы говорили, слышали; чаще всего мелодии в наше время, вот эти, два притопа, три прихлопа.

И третий слой ума, это вы можете сами, но для этого нужна определённая сила внимания. Понимаете, мы всё равно упрёмся в осознанность. Для того, чтобы работать с умом, существует масса вспомогательных практик, но без силы внимания развитой нам делать нечего. Мы просто будем, мы захотим посмотреть: «ну сейчас посмотрю на то, как я думаю» – и раз, приходит всё, через пять минут уже придумал, что делать завтра, понимаете, уже нашел куда канализировать завтрашнюю энергию, вот эту жизненную энергию полученную, уже думаешь «ну так я вот это всё и сделаю». То есть сила внимания нужна для того, чтобы вы могли наблюдать, не отождествляясь, тогда вы проходите и третий слой ума, там где нету ничего, практически. То есть там есть энергия определённая, но нет движения, то есть они, если брать по скорости, то второй вот этот автоматический слой очень быстрый; слой нашего мышления управляемого, он средний; и внутри, как бы ядро, самое медленное, там в общем ничего нет, ты сидишь и всё. Ты как бы находишься в уме, энергия вот эта присутствия есть, пустоты там нет, потому что есть определённая энергия всё равно.

Я так полагаю, честно говоря, не занимался никогда серьёзным сравнением, но вот эти три, Альфа, Бета и Дельта ритмы, которые описывают нейрофизиологи, очень похожи по тому, что как раз вот этот самый внутренний слой это там, где мы, когда мы спим, он активируется в этот момент, а все остальные эти слои чуть гаснут. И мы можем это всё осознать, мы можем с этим разотождествиться, но для того, чтобы нам выйти за пределы власти ума, нам конечно нужно работать с ним в том смысле, что как обычно есть три направления работы: очищение, развитие, трансформация.

С трансформацией чуть сложнее, но она тоже происходит и она касается, то есть импульсы Милости Бога, – про которые я пишу, и которые я отстаиваю, я бы сказал везде – они влияют в том числе и на ум, безусловно, на его работу, на его вот эту призму, даже не знаю, как сформулировать, я пока даже не берусь, надо посмотреть внимательно на этот вопрос.

Ну так вот, очищение – это выбрасывание идей, которыми наполнен наш ум, представлений и всего прочего.

Развитие – это удаление всех травм, которые существуют в уме у каждого. Они связаны где с испугом, где с какой-то ситуацией… сильный испуг, когда вам что-то говорят, агрессия чужая, это в уме, в детстве разного рода шрамы на теле ума могут появляться, это вот нормально.

И понятно, что главное научиться разотождествляться с состояниями ума. Потому что мы все живём, в общем, вот эта наше субъективная реальность – это всегда состояние ума, это всегда своего рода помрачение. Вот этот сон, про который говорят мистики, он описывает то, что каждый человек всё время живёт в неком внутреннем состоянии, которое к реальности не имеет отношения.

У вас печаль из-за нереализованного желания, всё: у вас энергия определённого рода внутренняя, у вас ум напряжён, и в нём вот эти мрачные мысли идут, и реальность она никакая, а вы весь в печали, потому что у вас внутри вот это происходит. Это изменённое состояние, по отношению к ясному восприятия это изменённое состояние. Вы в гневе – это изменённое состояние, лучше даже сказать помрачённое. Чем сильнее чувство, которое вы переживаете, даже если это чувство влюблённости, дорогие друзья, это изменённое состояние.

Алчность, любое, берите зависть, любую эмоцию, это всё как завеса перед вашими глазами завеса в вашем уме, которая меняет ваше состояние. И поэтому на определённом этапе работы над собой нужно учиться не соединяться ни с каким из этих состояний, то есть наблюдать эти состояния, не впадая, а находясь, когда ваш свидетель находится на дистанции, когда вы наблюдаете, но не входите, когда вы пьяны, но вы не ведёте себя чрезмерно.

То есть это происходит, когда вы начинаете… Но тут надо ли говорить сильно много про осознанность не знаю, я про неё всё-таки довольно много писал, если кто читал и так далее, и это поэтапно. Всё равно вы сначала идёте от тела, потом вы идёте от эмоций, к уму вы подходите, как правило мы идём через тело, потому что, если вы не выведете внимание в тело, от ума вы не оторвётесь. Всё равно нужно выводить внимание в тело, и когда вы сидите и смотрите внутрь, и смотрите в какой-то центр энергетический, просто осознаёте тело, вы уже успокаиваете свой ум, потому что просто когда вы в него входите, когда вы всё внимание в него направляете, вся эта рулетка начинает крутиться гораздо сильнее.

И простые способы. Самый простой способ, например, очищения первичного и какое-то начало работы с телом ума у нас на сайте висит, это то, с чего у нас начинают все, это практика гудения, кому-нибудь показать? Вы, наверное, видели, сейчас сделаете, очень простая вещь внешне.

Вы садитесь с прямой спиной, делаете глубокий вдох и начинаете гудеть с закрытым ртом [гудит], например так, до конца. Внимание ваше в этот момент должно быть направлено на ощущения в теле, на вибрацию, которую вызывет это самое гудение.

Чем хорошо гудение? Оно заполняет. Если вы правильно гудите, оно заполняет вас целиком. В этот момент за счёт того, что… Я вам могу объяснить, как это работает. Это работает, как внутренний раздражитель более сильный, чем ваше вот это вот то, что внутри. И вы делаете вот такое гудение [гудит]. Двадцать минут с короткими перерывами, быстрый вдох и снова вы гудите. И эта вибрация начинает действовать. Во-первых, у нас были случаи, когда обострялись блоки внутренние, человек начинал чувствовать тяжесть, оно действует как внутренний массаж. И энергетически и за счёт внимания усиливаетя физически и так далее, и если вы входите, если вы можете войти в гудение по-настоящему, то на момент его окончания вы чувствуете, что у вас ум практически остановился. Понятно, что вы его разгоняете потом, но в момент вот этого выполнения гудения появляется и лёгкость, и эфирное тело ощущается, сбрасывается в уме вот эта пустота. Как вводная практика очищающая это очень хорошо.

Существует более сложная практика, например, когда можно работать с идеями целенаправленно, но здесь нужен навык осознанности. Уровень осознанности влияет, конечно же. Есть практика выражения простая. Для того чтобы, когда вас мучает какая-то навязчивая мелодия или какая-то навязчивая мысль, или что-то невыраженное, что вы хотели бы сказать, самый простой метот – это проговорить это вслух несколько раз подряд интенсивно: да пошёл ты, да пошёл ты, да пошёл ты, да пошёл ты, да пошёл ты, да пошёл ты, да пошёл ты, да пошёл ты, да пошёл ты туда.

Это сбрасывает. Это реально работает, если вас мучает какая-то песня в голове. Я в своё время начинал неправильно, и всё время, начитавшись каких-то йоговских книжек, пытался остановить вот это самое движение в уме. Бессмыссленной вещью я занимался, потом понял позже. И как бы начинает крутиться какая-то мелодия, прямо вот она крутится-крутится-крутится, и чем больше ты её пытаешься остановить, тем она сильнее становится, она набирает силу. Если вас это мучает, прохо́дите это пару раз, всё, она соскочит; придёт другая, правда. Смотря сколько вы их наслушались, смотря как долго вы слушали радио, дорогие друзья, или что-нибудь такое хорошее. Но тем не менее, это способ снять напряжение с ума, потому что то, что засело и крутится-крутится-крутится-крутится фоном, оно утомляет, это конечно тратит энергию, безусловно.

Что, вопросы? Если есть вопросы, задавайте по ходу.

Вот это гудение, его нужно всё время, периодически применять?

Его можно применять конечно по необходимости. То есть у нас это как вводная, три недели практика, для того, чтобы подготовить себя. Дело в том, что когда вы прокачиваете… Если у вас всё забито, если вы перенапряжены, если у вас много напряжений в теле – вы не можете это осознать, у вас осознание тела, оно всё время утыкается в места, куда, даже сила внимания ещё слабая ваша, допустим не может пробиться. Там всё перенапряжено, и как бы для вас эта зона закрыта, потому что если вы её начнёте ощущать, если вы сумеете туда войти, вы выясните, что у вас всё время напряжена вот эта мышца, например. Начнётсе смотреть откуда напряжена эта мышца, вы придёте к тому, что вы подавляете гнев, у вас гнев. То есть вот эта вся цепочка начнёт раскрываться с каждым вашим напряжением. Но для того, чтобы по ней пройти, нужна сила внимания. Пока она слаба, вы как бы здесь скользите, это вообще не можете осознать, у вас внимание соскакивает всё время из-за этого напряжения, выбрасывается как бы.

И если вы не делаете каких-то очистительных практик, очищающих ваше внутреннее пространство, то войти внутрь очень сложно, потому что все эти подавленные вещи, они просто вас выталкивают, вы не можете туда погрузиться, потому что вы упираетесь в стену и всё. Ваше внимание – вы хотели бы войти внутрь, вы хотели посмотреть туда – но оно упёрлось, оно никак не движется, всё, ничего нет, плотность некая, темнота и всё, никакого пространства.

То есть гудение, возвращаться к гудению вполне бывает полезно и вообще ко всем базисным практикам и осознанности, и к той же нашей муракабе, и сидению в присутствии, и вообще к такого рода сидячим практикам возвращаться полезно всегда.

Другое дело, что, ну это надо понимать и чувствовать. Это как, понимаете, условно говоря, гудение – это как зарядка своего рода, и она ничему не противостоит, ничему не мешает, она такая и безобидная, и полезная. Практики более высокого уровня, они несут в себе некие, так сказать, сложности и всякие вещи другие. А тут, поэтому она и раздаётся нами всем, кто хочет попробовать что-то, ну и проверить волю свою, своё желание, насколько человек может делать практики каждый день, потому что делать гудение раз в неделю, это ни о чём; как далеть зарядку раз в неделю, только мышцы болят потом, и не понимаешь зачем это делал.

Понятно, что работать с умом – это дело сложное в том смысле, что поначалу, я говорю, что вы не можете жить без вот этих идей. Для начала, конечно, по-хорошему, если вы хотите – здесь важны вопросы с желаниями, я про это и говорил и писал – выигрывает в изменении себя тот, кто сумел взрастить в себе желание изменений ли, осознанности ли, служения ли Богу, как это формулируется у вас конкретно, это не важно.

Но вам нужно желание, которое будет превышать, которое будет сильнее всех других желаний, куда ваша жизненная сила получаемая вами, импульсы жизненной силы будут двигаться легко. Когда вы сумеете подчинить все остальные желания одному, тогда вам будет очень просто работать. То есть вы в это желание будете идти, приходить, старые желания вы будете потихоньку отрабатывать, это можно. Вы осознаёте какое-то желание подавленное, работаете с ним либо внутренне. Ну тут просто, с желаниями в этом смысле, вы тоже можете выражать, в общем тоже есть все эти практики, всё равно там элемент осознания, вы смотрите на это желание и смотрите на его силу, и можно попытаться его выбросить. Тут есть, в общем, я уже сейчас, наверное, не готов вдаваться в более подробные вещи, потому что это опять уже у нас может поучиться…

Можете рассказать, как это желание двигаться, я хотел вопрос тоже задать, как усилить мотивацию?

Это вопрос, который задают всё время люди. Такое чувство, что люди, глядя на меня – как один мужчина вообще убежал (не разговаривать было, как же мне с ним было быть?) – чувствуют некие чувства; чувствуют, что они, может быть, как-то недостаточно готовы, не знаю. Я буду больше улыбаться, я обещаю, попробую, буду, накачаюсь благодатью какой-нибудь и буду источать в следующий раз. Хотите? Тогда будет очень трудно говорить, потому что надо же, ну это плавно будет, как Ошо, как будто всё время такой немножко… Ну я в общем потренируюсь.

Может быть он на поезд опаздывал?

Ну он только приехал, он только разувался, когда я его встретил. Видать, обулся и – хватит, и достаточно, за этим я и прилетел – ну ладно. Ну так вот значит…

Мы когда отслеживаем, мы пытаемся наблюдать за своим умом, мы его отслеживаем на уровне каких-то физических ощущений?

Нет. Понимаете, сначала для того, чтобы наблюдать за умом нужно обрести навык смотрения в тело, то есть разделения внимания. Когда у вас есть уже, что вы смотрите, вы смотрите на тело, появляется как бы определённая точка.

Но, вопрос то не в этом, а всё равно, если мы начнём, я допустим начну анализировать ум…

Анализировать ум не надо, как раз.

Поэтому, когда отслеживаешь эту работу ума, на уровне физических ощущений в теле, то есть направляешь внимание уже не в ум.

Нет, это, понимаете, то что вы описываете, это не прямая работа с умом. Это как раз по телу, по тому самому напряжению: вы увидели напряжение, начали на него смотреть, и у вас что-то выплыло, какие-то ситуации.

Нет, просто фиксируешь, то что есть, с умом это связано, но…

Ну я же говорю, что это не прямая работа.

А как тогда наблюдать?

Садитесь. Вот видите, я пытаюсь посмотреть, у меня сразу пустота, это плохо, я даже не могу вам адекватный пример. Надо кого-нибудь спросить, кто это делал не так давно, как наблюдать ум, ну-ка?

Мы садимся и смотрим на те мысли, которые естественным образом текут в голове, то есть на внутренний диалог.

В ум смотрим?

Нет, мы обращаем внимание на внутренний диалог, который течёт внутри.

Ну это как вот, мы направляем внимание в руку – я попытаюсь сейчас объяснить. Кто смотрит в руку? Не ум же смотрит в руку. То есть наше внимание перемещается, мы можем его направить, смотреть, какая сейчас в данный момент мысль в голове присутствует. Какая у вас сейчас мысль в голове присутствует?

Мысли, что мне надо понять, где у меня тот, кто осмысливает мысли, где он находится.

Здесь не надо думать, здесь надо смотреть, понимаете. Самое главное в практике осознания научиться не осуждать то, что происходит. И не осуждать, и не обсуждать. То есть как только вы начали думать – был один гуру, который учил, что когда вы встаёте, надо при осознании думать «я встаю». Есть такое же дурацкое описание Випассаны, что когда ты наблюдаешь вдох, надо думать «я вдыхаю – я делаю вдох, я выдыхаю – я делаю выдох», вот это думание, это не осознание.

И когда вы наблюдаете мысль. Ну посмотрите на меня, это важно, вдруг я вам сделаю передачу через взгляд и всё до вас дойдёт. Это же важный вопрос. И когда вы начнёте просто – вот она мысль – смотреть на то самое движение, которое есть, не погружаясь в него, это навык разотождествления. Но я говорю, чтобы это сделать эффективно, нужно научиться смотреть в тело, нужно поделать сидячие практики, то есть нужно некий уже навык осознания иметь, потому что сразу начинать с умом очень сложно. Мы слишком в нём живём: не ум в нас, а мы в уме всё время.

Ничего не понятно?

Нет, понятно. Просто, допустим, когда ты направляешь, в обычных практиках, ум вообще не отслеживается, он вообще никак, то есть, ты сидишь и просто, ты не следишь за своим умом.

Ну, правильно. Но подождите, нет. Так практики обычные они на это и направлены, чтобы на него не смотреть. Но вы же делаете сейчас какие практики? Какие-то еще пока не очень далекие?

Ну, понятно, но всё равно они так или иначе с умом связанные.

Ну, у нас просто там, чуть дальше есть практики с умом связанные.

Хорошо.

Я вынужден так это всё время говорить в будущем времени, потому что без подготовки ряд практик не сделать. Ну вот никак. Мы проводили эксперименты, я вам могу сказать, на людях. Я тут узнал, что фашисты делали эксперименты на людях, мне рассказывали. И мы тоже делали эксперименты на добровольцах, которые пытались делать практики высокого порядка и говорили «вот эта вся мне ваша фигня начальная не нужна, дайте-ка мне чего-нибудь такое, дайте мне сразу сотое Имя Бога, чтобы я Его произнёс, мир обрушился и было хорошо нам всем». Ну и даёшь практику ему, он произносит и ничего не происходит. Но не потому что не работает, а потому, что он не готов, его энергия не готова, его состояние не готово и так далее, его сила внимания никакая и нет тотальности. Для того, чтобы была практика, вы должны уметь вкладываться, а чтобы уметь вкладываться, вы должны, опять, иметь то самое желание и умение не расщепляться.

Ой, я умею.

Ну тогда у вас всё получится.

Конечно.

Есть ли ещё вопросы, дорогие друзья, нам сейчас тему придётся закруглять всё равно.

Именно с работой, с карьерой, жить, работать, зарабатывать, расти, заниматься проектами и так далее; и есть ясное осознание того, что есть другая часть, необходимо расти духовно, заниматься, практики, группы, книги, и так далее. И пока такая неразбериха у меня, всё-таки, может такое быть, такое впечатление, что вот эта вторая часть, духовное развитие параллельно, оно будет мешать бизнес-проектам, росту, развитию, зарабатыванию и так далее.

Я вам коротко отвечу, это вопрос, который всегда задают новички. Опыт показывает, что когда человек начинает свой этот внутренний сон разрушать, свою субъективную реальность и начинает более-менее адекватно воспринимать то, что есть. То есть, когда он становится более осознанным, когда он начинает избавляться от своих реакций ума привычных, которые всё время его в один и тот же шаблон забрасывают и жизненные, и поведенческие, и ситуационные и так далее. Так вот когда он начинает от этого избавляться, в своём деле, которым он занимется, он становится куда более эффективным, потому что перестаёт делать неадекватные вещи, начинает лучше видеть ситуацию, и просто понимает, где энергию надо вкладывать, где не надо, то есть становится адекватнее потому что.

Меньше напрягается?

Может быть меньше напрягается в том числе, но при этом напрягается эффективно и опять за счёт того, что он либо избегает, уходит от психопатических шаблонов и от невротических, потому что эта работа лечит и от того, и от другого в общем. Большинство тех, кто продвигается по Пути становятся куда более эффективными в своей внешней работе, здесь одно с другим. Одно другому не только не противоречит, а помогает, опыт, который он получает во внутренней работе, он использует во внешней. А то, что он получает опыт во внешней, ему пригождается и во внутренней.

Идут параллельно?

Ну, суфийский Путь – он всегда лежит в жизни, никогда не лежит в монастырях в каких-нибудь, в уединении. Монастыри существуют, но они все служат временным целям, поэтому всегда это внутри жизни было, есть и должно быть и так далее.

Желания, если смотреть, как у ребёнка они возникают по потребности, то есть есть потребности базовые в комфорте…

Ну, они могут на фоне потребностей. Тут дело в том, что у нас к моменту взрослой жизни сформирован уже ряд желаний, потом который мы автоматически обновляем, просто мы качаем туда эту энергию и всё.

Сформирован ряд желаний, формируются, я так понимаю в любом случае желания формируются извне, цепляются из социума; или ведь если, допустим представить Маугли, у него же все желания будут практически равны потребностям.

Но у него ум не развит. Но кто знает, не знаем мы же Маугли, не видели, что там он писал-то о нём в свободное время, неизвестно, это сложный пример. Дело в том, что у нас есть, уже сформированы привычные наши желания, длинные, этого комфорта, когда появляется возможность комфорт улучшить, мы улучшаем и так далее. А как уже улучшать комфорт, это может уже приходить извне: изобрели новую какую-нибудь хрень и продают, и думаешь «вот сейчас с ней же будет комфортнее» и конечно покупаешь, прогресс же у нас не стоит на месте, комфорт тридцатилетней давности и комфорт нынешний это не всё равно.

И вот ещё вопрос по реализации желаний. Если допустим я реализую какое-нибудь, условно, простое желание, босоножки те же самые, и если я его, на него…

Надо было сказать Лабутены, это я не сообразил.

И если я на него не смотрю, или смотрю, допустим ретроспективно, то есть после того, как я его реализовал я его отсматриваю, ну пытаюсь – в процессе реализации не получилось, выпал. Смотрю ретроспективно, что-то там понимаю, что-то, мне кажется, это получается бессмыссленная практика, так реализовывать желание, то есть это я просто снимаю напряжение, купив босоножки или всё-таки имеет смысл это делать?

Но оно снимает напряжение. Здесь надо смотреть на корни всё равно, почему всё время надо, каждый день нужно покупать босоножки. То есть покупать-то надо, но надо как раз вот смотреть в этот момент внутрь, на ум, на что там. Откуда появляется эта страсть к тому, чтобы как бы снова новые-новые-новые-новые, там есть причины, почему. Это тоже насыщение, вот эта покупка, это насыщение внутренней неудовлетворённости некой. И работать надо в результате с этой неудовлетворённостью, потому что вещами внутренняя пустота не забивается, это все уже знают. А сам по себе момент покупки создаёт ощущение, что сейчас наконец-то я что-то наполню, потому что я что-то несу в руках, у меня что-то есть реально физическое, так сказать, и так далее.